воскресенье, 16 октября 2011 г.

Последние станут первыми?

Когда я собиралась на фильм Андрея Звягинцева «Елена», в голове вертелись обрывки из античной литературы – похищение Елены Прекрасной , прятки в Троянском коне. Но после просмотра вспомнила фразу, которой завершилась студенческая подготовка к экзамену по античной литературе. Она, на удивление, идеально подошла бы к фильму Звягинцева. Но не будем забегать вперед.

Восемь лет назад молодой режиссер Андрей Звягинцев неожиданно «взорвал» мировой кинематограф успешным фильмом «Возвращение». Дебют неизвестного ранее автора не только завоевал «Золотого льва» в Венеции, но и с триумфом прошел по всему миру. Следующий фильм – «Изгнание» продолжил успех режиссера, однако Звягинцев все еще оставался на уровне фестивального кино, которое очень редко завоевывает массовую популярность. Да и обе эти ленты у него были весьма специфичными притчами. Режиссер словно беседовал с Богом, тот ему отвечал, а зритель оставался в тотальном неведении. Совершенно в ином ракурсе предстает перед нами фильм «Елена», который вышел в российский прокат 29 сентября. Между тем, мир увидел его еще в мае – на 64 Каннском кинофестивале работе Звягинцева отвели весьма почетную номинацию «Особый взгляд». Вновь – успех и признание, причем уже не только у кинокритиков, но и у обычного зрителя.

Режиссер создает притчу, где место действия реалистично до последней чайной ложки на столе и вместе с тем условно, как это и бывает в подобном жанре. Он соединяет два противоположных мира Москвы, в которых поочередно живет главная героиня Елена. Она, бывшая сиделка, вот уже 10 лет сожительствует с богатым мужем в холодных и очень дорогих апартаментах. Вместе с тем, Елена ежемесячно ездит в убогую квартирку в пригороде, чтобы отдать пенсию безработному сыну и его семье, численность которой постоянно увеличивается. Именно из-за него она окажется перед почти античной дилеммой, которую конечно предстоит разрешить.

События в фильме разворачиваются с убийственным спокойствием, одновременно с этим наполняя зрителей напряжением. Всего несколько актеров – Надежда Маркина, Андрей Смирнов, Елена Лядова и Андрей Розин – идеально передают глубокие эмоции каждого персонажа. Узнаваемые образы, прототипы которых неизбежно возникнут в голове каждого взрослого российского зрителя, добавляют напряжения. Последней каплей нервозности зрителя становится четко выверенная музыка Филиппа Гласса, которая буквально разрывает это тягучую ленту изнутри. Оператор удивительно точен в описании бытовых и психологических деталей. Настолько точен, что веришь в реальность фильма и хочешь оказаться внутри него, чтобы высказать этим героям все накипевшее за полтора часа просмотра.

Самое поразительное то, что зритель легко понимает главную мысль ленты. Андрей Звягинцев отражает ужас современной России, где «все и равны и свободны только в царствии небесном». Здесь, на Земле и в России, вырваться из одного социального класса в другой – невозможно без бунта и гражданской войны. И никогда не разберешься, за кем правда, и возможно ли достигнуть спокойствия и уюта через преступление божественных заповедей? Последние станут первыми, но достойны ли они этого?

Несколько лет назад, из одной античной пьесы я вычитала слова Клетемнестры: «Руками своими убила я мужа. Ну, не рукодельница ли я?». Фильм Звягинцева словно вторит этим словам: «Руками своими убиваем мы Человека в себе. Рукодельники, не иначе».

(c) Маяк, от 13 октября 2011 г.





 О фильме:
Мировая премьера: 21.05.2011 г.
Премьера в России: 29.09.2011 г.
Режиссер: Андрей Звягинцев
Сценарий: Андрей Звягинцев, Олег Негин
Продюсер: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов
Жанр: Драма • Мелодрама
Страна: Россия
Киностудия: AR Films
Время (мин.): 109
Рейтинг IMDB: 7,8 из 10
В ролях: Андрей Смирнов, Надежда Маркина, Василий Мичков, Игорь Огурцов, Юрий Борисов, Рустам Ахмадеев, Оксана Семенова, Евгения Шевченко, Анна Гуляренко, Елена Лядова

Комментариев нет:

Отправить комментарий