понедельник, 21 февраля 2011 г.

Фуэте «Черного лебедя»


Пять номинаций на «Оскар 2011», огромные кассовые сборы по всему миру и выразительная Натали Портман  - все это о фильме Даррена Аранофски «Черный лебедь». В российский прокат он вышел недавно – 10 февраля и тоже пользуется большой популярностью. Удивительным образом в фильме соединилось белое и черное, красота и пошлость. Чего же все-таки больше – попытаемся выяснить вместе.

Балерина Нина – прекрасная танцовщица, отдавшая все детсво и юность балету. И она, как и многие другие, непременно хочет исполнить главную партию в вечной постановке Чайковского «Лебединное озеро». Проблема, однако, в том, что она должна танцевать и Белую, и Черную лебедь. Если с партией первой, требующей главным образом техничности, у старательной Нины проблем нет, то Черная Лебедь героине никак не дается – зажатой девушке не хватает «черноты» в душе.  Как ее воспитать? Конечно любовью, страстью и стремлением познать все пороки. Только вот наша героиня – маменькина дочка и живет в розовом мире плюшевых мишек. Ее мамочка, впрочем, как раз и стремится удержать свое чадо в состоянии младенца, заодно воплотив в ней свою несбывшуюся мечту - стать первой балериной. Так что девочке придется изрядно попотеть, чтобы и публике угодить, и себя преодолеть, и от родительницы оторваться. 

В общем, налицо трагедия отцов и детей, приправленная стремлением быть лучше всех. Но если бы все действие ограничивалось поиском любви и походами в смрадные бары, где алкоголь, секс и наркотики, то фильм оказался бы в видеопрокате, а не в списке номинантов на «Оскар». Из простой истории о том, какой тяжелой может быть закулисная жизнь балета, фильм превращается в красивый и мистический триллер. Реальность и фантазии смешиваются настолько, что определить границы между ними зритель сможет далеко не сразу. Что самое приятное – нет множества навороченных спецэффектов и приказов «выйти из сумрака», обычно убивающих всякую мистику. Обыденная реальность, вывернутая наизнанку, поражает куда больше, нежели резиновые монстрики. Режиссер отправляет нас в самое пекло – в мысли и фантазии балерины Нины, предоставляя самим разбираться, что же было на самом деле. Даррен Аранофски играет с внутренним миром человека, выводя, в общем-то, простую историю на более высокий, философский уровень. 

Это фильм о безумии, о борьбе с черным лебедем в своей душе. Психологические травмы, отсутствие гармонии в душе и отчаянный деспотизм окружающего мира – вот с чем сталкивается главная героиня. Она пытается повзрослеть, вырваться из родительских тисков и вместе с тем, освободиться от страха и излишней безупречности. Стремление к идеалу, которого, конечно, не существует – эта проблема многих людей в этом мире. Будучи перфекционистами, мы боимся ошибиться, боимся играть не по правилам, боимся «отпустить» самих себя на волю. Тем самым мы превращаемся в роботов, которые идеально выполняют свою работу, но абсолютно не имеют души.  О том, к чему может привести такая жизнь и рассказывает «Черный лебедь», совершая величественные фуэте и замирая в буре оваций. 

(с) газета "Маяк", 17 февраля, 2011 год. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий