среда, 4 мая 2011 г.

Осетрина второй свежести

Брошенные вещи, распахнутые настежь двери домов, пустующие заросшие улицы. 25 лет назад, 26 апреля в украинском городе Припять обычное течение жизни нарушилось. Произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Слава богу, помнят о нем до сих пор – собираются строить памятник ликвидаторам, проводят службы в храмах, поддерживают выживших и  устраивают митинги против использования атомной энергии.  А самое главное – с 2011 года место трагедии официально смогут посещать туристы, несмотря на то, что уровень радиации там довольно высок. Но ведь есть защитные костюмы, наблюдение МЧС Украины и, самое главное, поражающая картинка остановившейся жизни – как на такое не посмотреть!  Когда трагедия превращается в туристический объект, становится страшно за свое будущее. Кажется, что завтра где-нибудь объявится булгаковский Воланд и убедится, что люди ничему не научились и все в игрушечки играют. Впрочем, знаменитый литературный герой и так уже появился – на киноэкраны страны вышел фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита».

 
Правда, фильм-то не новый, 1994 года выпуска. Это кино, как говорится, трудной судьбы. Семнадцать лет пленка пролежала на полке, покрываясь пылью. Не из-за цензуры властей, как было раньше, а из-за разногласий продюсеров и режиссера, а позднее - из-за потомков Михаила Булгакова, которым принадлежали авторские права на роман.  Любителям кино и русской классики оставалось лишь рассказывать друг другу мистические легенды и верить, что картина проклята. Но с 7 апреля оцифрованная и отреставрированная лента доступна в кинотеатрах. Правда, из 3-часовой ее сократили до полутора часов по вполне понятным причинам неусидчивости современного зрителя.

Придя в кинотеатр, вы попадете в другое время, где компьютерных спецэффектов еще не придумали, а все критика направлена не на современную Россию, а на обломки Советского союза.  Без сомнений, актерский состав фильма достоин внимания – Валентин Гафт в роли Воланда, неузнаваемый и тогда никому не известный Сергей Гармаш в роли Ивана Бездомного, Михаил Ульянов, великолепной исполнивший Понтия Пилата… К сожалению, их будут сравнивать с актерами из другой экранизации – Владимира Бортко, снятой в 2005 году. Вероятно, сравнение будет не в пользу Юрия Кары и его актеров.

В любом случае, идеальной экранизация получится только в наших головах, и воплотить ее в жизнь вряд ли удастся. Попытка Юрия Кары достойна внимания, хоть она и сильно запоздала, превратившись в «осетрину второй свежести». Дело не в спецэффектах и качестве пленки, а том, что появление на балу у Сатаны Гитлера, Сталина, Ленина и Петра Первого – уже не актуально.  Разве что фразочка Бездомного «Братцы, в Кремле нечистая сила!» вызовет смешок у политических оппозиционеров. Порочность, изображенная в виде многочисленных обнаженных женщин – скорее пошлость, а не зло. Сокращенная версия, вышедшая в прокат, убила истинный смысл истории Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата. От любви Мастера и Маргариты тоже мало что осталось.  Основное время занимают пусть сатирические, но порой второстепенные эпизоды романа, что является большим минусом.
 
Как сейчас воспринимать это абсурдный привет из далекого прошлого – не ясно. Вроде, классика. Вроде актеры хорошие и минимальны отступления от первоисточника. Все-таки и у фильмов есть свой срок давности. Выйди «Мастер и Маргарита» Юрия Кары в 90-е, стал бы одним из самых популярных. А сейчас он будет, максимум, пособием для нерадивых студентов, которым проще посмотреть экранизацию, чем прочитать бессмертную книгу Михаила Булгакова.

(с) газета "Маяк"  от 28 апреля, 2011 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий