воскресенье, 28 августа 2011 г.

Вспомнить все и… не забыть

Кристофер Нолан


Каждая часть человеческого организма по своему бесценна. Слух, зрение, сердце, почки и даже мизинец на левой руке – все важно! Однако люди могут счастливо жить, будучи слепыми или глухими. Но возможна ли нормальная жизнь, если ты теряешь память и уже никогда ничего не сможешь запомнить? Ответ на этот вопрос можно найти в психологической драме Кристофера Нолана «Помни».

Кристофер Нолан – англо-американский режиссер, известный своими тонкими и запутанными психологическими триллерами. Первые фильмы начал снимать еще в детстве, в них главные роли исполняли его игрушки. Ну а первой большой работой стала лента «Преследование», вышедшая в 90-х годах. И буквально сразу же Нолан обратил на себя внимание как киноманов, так и крупных голливудских деятелей. С тех пор он снял 7 полнометражных фильмов, но в данном случае важно не количество, а качество. «Престиж», «Темный рыцарь», «Бэтмен», «Начало» и, конечно же, «Помни» – эти фильмы подарят зрителю множество удивительных загадок. 


Второй фильм Кристофера Нолана под названием «Помни» вышел в прокат в 2000 году и стал «визитной карточкой» режиссера. Что же в нем особенного? Главный герой – Леонард Шелби изысканно и дорого одет, ездит на новеньком «Ягуаре», но проживает в дешевых мотелях. Его цель в жизни — найти убийцу жены. Правда, есть проблема. Он страдает редкой формой амнезии, потери короткой памяти. Помня все, что было до убийства, он не помнит того, что было пятнадцать минут назад. Однако он пытается выжить и при этом найти убийцу. Как же запомнить факты, лица, чтобы каждые десять минут не начинать поиски заново? Его «спасают» фотографии, записки и жуткие татуировки по всему телу. Но достаточно ли этого? И, может быть, вовсе никакого убийцы и нет?

Особенность картины заключается в том, что повествование начинается с конца расследования Леонардо. Фильм подан в виде десятиминутных отрезков — тех самых, в рамках которых герой ещё способен что-то помнить — отматывая историю назад, от финала к началу. Зритель напряженно вопрошает «С чего же все началось?», в то время как в обычных фильмах мы ждем, чем все закончится.

Каждый из героев таит загадку, ибо мы не знаем, кто хороший, а кто плохой. Точнее, этого не помнит Леонард, а мы лишь следуем за его памятью и записками.

Это фильм не о мести и не о любви. А о поиске себя и о том, как выжить в одиночестве. Герой не только потерял память, но и потерял всю жизнь. У него нет настоящего, нет будущего. Есть только прошлое и цель: «найти убийцу». Быть может, именно в этом и кроется смысл фильма: у каждого в жизни должна быть цель. И не важно, насколько она велика, и насколько ценна — важно, чтобы она была, заставляя с утра вылезать из постели и хоть что-нибудь делать. Правда, для того, чтобы обрести цель в жизни, совершенно не обязательно терять жену или память.

(с) газета "Маяк", 5 августа, 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий