суббота, 17 сентября 2011 г.

Гордость и прощение

 68-й Венецианский кинофестиваль завершился неожиданным и очень приятным триумфом фильма «Фауст» Александра Сокурова. Режиссер мог и не успеть вовремя смонтировать свою картину и попасть на фестиваль, но это было бы высшей несправедливостью. По мнениям многих кинокритиков, эта картина – самая сложная в нынешней конкурсной программе. 
Впрочем, другие призы жюри под руководством Даррена Аронофски так же ушли отнюдь неголливудским картинам, потрясшим своей бескомпромиссностью и художественностью. Все это очень радует, так как идти на поводу у популярных имен, но в итоге получать бессмысленные и ненужные картины уже надоело. Равно как и надоело видеть в кинотеатрах отвратительно глупые российские фильмы, которых стало слишком много. Но все-таки приятно, что среди всей киношной шелухи есть пара хороших лент. Одна из них – новая экранизация романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» от режиссера Кэри Фукунага.

Сестры Бронте и Джейн Остин – самые сентиментальные и знаменитые английские писательницы викторианской эпохи. Их книги обожают экранизировать и превращать в душещипательные мелодрамы с очень красивыми костюмами, пейзажами и актерами. До 2011 года по роману «Джейн Эйр» уже сняли 18 фильмов и 9 сериала. Теперь к ним прибавилась еще одна двухчасовая история об одной из самой романтичной паре в английской литературе.
 Зачем нам 19-й по счету фильм? Наверное, чтобы уже наконец снять лучший, идеальный вариант романа Бронте. После восьми лет, проведенных в пансионе для бедных девочек, сирота Джейн Эйр получает место гувернантки в Торнфилде – вотчине Эдварда Ферфакса Рочестера. Хозяин поместья редко наведывается в родные края, а в его отсутствие Джейн должна присматривать за восьмилетней Адель Варенс – воспитанницей аристократа. И вот однажды Рочестер возвращается и, будучи угрюмым, ироничным и уверенным в себе, оказывается абсолютно покорен гордой и великодушной гувернанткой Джейн. Но, как и положено в подобных историях, воссоединиться двум влюбленным обязательно что-нибудь помешает.

Для тех, кто читал эту книгу – сюжет загадкой не является, равно как и финал. Зато есть возможность заметить отличия кино от литературного варианта, да и больше о качестве фильма думать, а не о смысле истории. Авторы решили начать практически с конца повествования и многие события из жизни Джейн Эйр преподнесли в качестве воспоминаний. Однако не бойтесь постоянных скачков из будущего в прошлое – их немного, но все находятся в нужных местах, так что нить сюжета не теряется.

 Основной успех подобных экранизаций заключается в актерах, в этот раз с ними повезло – австралийка Миа Васиковска идеально вписалась в роль Джейн, а Майкл Фассбендер, сыгравший Рочестера, вполне способен один вытянуть весь фильм. Впрочем, делать этого ему не пришлось – гармоничное сочетание романтики и готики, мрачных пейзажей и меланхолической музыки делают картину только лучше.

Единственный минус в том, что авторы заканчивают историю не там, где читатель прощается с литературными героями. Впрочем, это будет важно разве что студентам, решившим подготовиться к зачету по зарубежной литературе при помощи экранизации. Всем остальным остается лишь пожелать приятного знакомства с любимыми героями англичан.

(с) газета "Маяк", от 15 сентября, 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий