воскресенье, 17 июля 2011 г.

Эта горькая сладкая жизнь

11 июня в Сочи завершился один из самых значимых российских фестивалей – «Кинотавр», главную награду на котором забрал фильм Олега Флянгольца «Безразличие», удивительно соединивший в себе документальную хронику и трогательную историю-воспоминание. Впрочем, в кинотеатрах этой ленты пока нет, в отличие от победителя нынешнего Каннского фестиваля – фильма «Древо жизни», который соединил в себе историю о зарождении Вселенной и трагедию маленького мальчика. На этом завершается сезон крупных фестивалей, ну а мы начинаем летний марафон. В прошлом году вместе с киногероями мы путешествовали по Европе, а этим летом мы познакомимся с лучшими картинами самых известных режиссеров всех временен и народов. Первым в галерее гениев будет несравненный итальянец Федерико Феллини, подаривший миру «Сладкую жизнь».

Феллини – один из самых талантливых художников 20 века, за свою жизнь снял 25 картин, многие из которых стали классикой мирового кино. Каждый раз он создавал на экранах удивительный мир, где форма – выразительна, каждое лицо — запоминается, каждое движение камеры — не случайно. Федерико умело превращает жизнь в фантазию, а фантазию воплощает в жизнь. Он создал вечные истории об ушедшей эпохе, о совершенно другой Италии. Истории, которые можно и нужно смотреть сейчас, в 21 веке. Его фильмы настолько разные по настроению и смыслу, что с обожанием смотреть все – невозможно. Зритель непременно влюбится в какую-то одну картину, будь это трагические «Ночи Кабирии», бесконечная «Дорога», абсурдные «8 с половиной» или горькая «Сладкая жизнь». Последняя лента стала визитной карточкой режиссера, поэтому мы обратим внимание на нее.

В прокате фильм появился в далеком 1960 году и тут же выиграл Золотую пальмовую ветвь в Каннах, вызвав бурю восторгов и критики. Главный герой – светский журналист Марчелло. Он популярен, востребован, вхож в аристократические круги, обласкан богемой, любим женщинами. Его жизнь – это круговорот событий и лиц, нескончаемый праздник, шумная вечеринка. Но отчего-то эта сладкая жизнь отдает горечью, абсурдностью, бессмысленностью, странной неестественностью. Запутавшись в вязкой паутине, он силится найти другой смысл, начать другую жизнь, заняться желанным (как ему кажется) делом – закончить книгу, разорвать круг случайных людей и связей. Только что-то мешает. Он не может… или не хочет, и все глубже увязает в тягучих сливках сладкой жизни, приторной жиже противоречий, измен и лжи.
Фильм «La Dolce Vita» – выразителен и бесконечно красив, хотя длится 2 с лишним часа и не имеет логичного сюжета. Два с половиной часа режиссерских мыслей о любви, богатстве и о людях вообще. Иногда эта лента смотрится легко, иногда – становится бесконечно долгой и тяжелой. Но музыка, актеры, операторская работа – все притягивает взгляд.

Федерико Феллини снял фильм об итальянском обществе 50-х, которое только вырвалось из нищеты и начинает превращаться в «общество потребления». Их жизнь – беспечна, но пуста, красива, но бессмысленна. Да, сложно отказаться от роскоши и красивой жизни. В жертву им герои приносят свою душу, заполняя внутреннюю пустоту дорогим вином и ночными развлечениями. У этой жизни есть темная сторона – человек теряет самого себя, погружаясь в пучину бессмысленных разговоров и дел. Великий итальянец осмеивает эту горькую сладкую жизнь, но не дает никаких рецептов и советов, позволяя зрителю придумать финал.

(с) газета "Маяк", от 16 июня 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий