среда, 20 апреля 2011 г.

«А ваш паспорт ту-тууу… в Москву уехал!»


Каждый русский человек хоть раз в своей жизни произносил какую-нибудь крылатую фразу из советского фильма. Оно и не удивительно, несмотря на серьезные ограничения со стороны власти, именно ленты времен СССР составляют большую часть золотого фонда российского кино. Если вы еще не догадались, то заголовок сегодняшней рубрики взят из прекрасного фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», вышедшего в прокат в 1982 году. Одну из главных ролей сыграла Людмила Гурченко, так неожиданно ушедшая от нас.

Она – Верунчик, официантка ресторана на вокзале. Всегда красивая, жизнерадостная, боевая, гордая, неприступная. Когда-то от нее ушел муж. Некрасиво ушел, разрушив все мечты и надежды. Конечно, совсем одна она не осталась. Но разве хамоватый проводник-спекулянт, привозящий то дыни, то сапоги, может  сделать Веру счастливой? Нет, но она уже смирилась со своей судьбой и проявляет упрямство лишь тогда, когда требует деньги за «несъеденный обед».
Он – Платон, пианист из Москвы. На первый взгляд – заносчивый, грубый столичный франт. Как окажется позже – несмотря на наличие жены и дочери, он безумно одинок.  Творческая карьера не сложилась, лауреатом международных конкурсов не стал, теперь бегает по студиям, хватается за любую халтуру. Однажды его жена сбивает человека, а Платон берет вину на себя. Проявил благородство, но родные не слишком-то и оценили. По дороге к отцу в Грибоедов, на одном вокзалов он отказывается платить за обед, который не съел.

Так судьба свела Веру и Платона. Она столкнула их лбами на одной из станций дороги по имени Жизнь.  Они не оценили этого подарка сразу, поэтому вдруг Платон без паспорта, Вера опаздывает на последний автобус, вдвоем не могут найти место ночлега… Забавные передряги, длинные разговоры с грустью в голосе, две разные, но такие похожие судьбы. Этот фильм – гимн его величеству Случаю, символ временной встречи, грозящей изменить всю жизнь. Создатели фильма не только рассказывают историю случайной и трагикомической любви, они удивительно точно передают состояние той, советско-застойной эпохи. Времени, когда люди превращались в спекулянтов, когда в домах особо состоятельных появлялись цветной телевизор и видеомагнитофон, когда все еще нельзя было уехать заграницу и найти на прилавках вкусные фрукты. Казалось бы, в Советском союзе все люди были равны друг другу, но на самом деле все иначе. Официантка и пианист – не сочетаемая, невозможная пара. От этой непохожести и смешно, и грустно.
 Эльдар Рязанов создает смешную невесёлую историю, основанную на чеховском принципе «смех сквозь слезы». В «Вокзале на двоих» больше слез, чем смеха. Но вместе с тем это удивительно солнечный, теплый, искренний фильм, который можно начать смотреть с любого момента, благо идет он два часа. Столь большая длительность для современного кинозрителя тяжела, но есть истории, которые не терпят спешки. Ими нужно наслаждаться. Нужно плакать и смеяться. Восхищаться закатным солнцем и двумя фигурами на заснеженной дороге. Учиться благородству Платона Рябинина и непобедимому жизнелюбию Верочки. В конце концов, гордиться тем, как сыграли этих персонажей неповторимые Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. 

(с) газета "Маяк", от 7 апреля 2011 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий