воскресенье, 28 августа 2011 г.

Выжить ради Музыки



Роман Полански
Август висит на волоске, новый учебный год не за горами. В полную силу начинает работать Уральский федеральный университет, объединив в себе УГТУ-УПИ и УрГУ. Только вот вуз увеличился, а количество мест в общежитиях резко уменьшилось – большинство студентов-старшекурсников в этом году останутся без общежития. Дескать, первокурсников и льготников много, да еще и два общежития на ул. Малышева сносить собрались. В общем, ищут студенты крышу над головой, чтобы было где насладиться студенческой жизнью. Герой фильма Романа Полански тоже занимается подобными поисками, но с другой целью – чтобы спасти самого себя и вернуться к Музыке.

Роман Полански - известный режиссер, сценарист и актер, гражданин Франции и Польши. На собственном опыте испытал ужасы Второй мировой войны, будучи ребенком. Мировую известность ему принес дебютный фильм «Нож в воде» вышедший, в 1962 году. Ограничив место действия фильма пространством яхты, на которой находятся трое людей, режиссер создает чрезвычайно напряженную драму о противостоянии характеров. Лучшими же его фильмами стали «Девятые врата», «Китайский квартал» и «Пианист». Последний, кстати, можно считать настоящим триумфом и откровением режиссера.

Драма «Пианист» вышла в прокат в 2002 году и с тех пор не покидает строчки самых «золотых» рейтингов кинематографа. Это история о судьбе Владислава Шпильмана — выдающегося польского пианиста, еврея по национальности. Вынужденный жить в Варшавском гетто во время Второй мировой войны, он сполна познает вкус унижений, страдания и борьбы. Умудряется избежать концлагеря, прячется в заброшенных квартирах, бережно хранит каждую крошку и бесконечно мечтает вновь оказаться за пианино.

История основана на реальных событиях – мемуарах Шпильмана, а кроме того, режиссер на старости лет решился рассказать о том, что видел сам во время войны в Польше. Он, как и герой, потерял родителей в лагере, скитался и голодал. В итоге, получилась очень сильная, но простая драма, объединившая в себе истории живых людей и талант режиссеров и актеров.

Фильм длится два с лишним часа, мы медленно погружаемся в отрешенный и слишком спокойный мир «Пианиста». Мир, который пугает зверствами фашистов, покорностью евреев и поляков, будничной разрухой и голодом. Именно эта манера «будничного повествования» действует на нервы зрителя гораздо сильнее, чем драматичные и пафосные восклицания о гибели и спасении. Быть может, Шпильман поступает не верно – сохраняет свою жизнь, униженно прячась в закоулках, а не идет в атаку на захватчиков. Быть может, ему следовало погибнуть смертью храбрых во время восстания евреев в Варшавском гетто? Но отчего-то не хочется осуждать героя за то, что он стремится выжить любыми путями ради возможности воскресить свою семью, свою жизнь в вечной Музыке.

(с) газета "Маяк", 26 августа, 2011 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий