четверг, 21 июля 2011 г.

Крыса в штатском

В Белоруссии тихо, но неспокойно. Вот уже несколько раз оппозиционеры президента Лукашенко проводят «молчаливые» акции протеста – собираются на площади и громко хлопают в ладоши. Однако власть на подобные сборища реагирует остро и всеми способами задерживает несогласных. Например, 3 июля в День независимости Белоруссии на Привокзальной площади вновь раздались аплодисменты, только звучали они нестройно – из толпы резко появлялись спецназовцы в штатском и забирали демонстрантов, вне зависимости от их возраста, пола и наличия на руках детей. Все это становится похоже на разборки полиции с мафией в каком-нибудь Нью-Йорке, где в толпе сразу и не разберешь, кто свой, а кто – чужой. Впрочем, если с Белоруссией все ясно – не нужны «батьке» недовольные в стране, то над одним из лучших фильмов Мартина Скорсезе задуматься придется.


Мартин Скорсезе несмотря на свою итальянскую фамилию, родился и вырос в Нью-Йорке. С кинотеатром было связано все детство Мартина. Из-за астмы мальчик с трудом мог дышать на улицах города и прятался в  кинотеатрах. Однако кинопризвание пришло к нему гораздо позже. Вообще он сначала священником планировал стать, но потом понял, что влиять на умы граждан при помощи кино гораздо эффективнее. В 1970 году режиссер переезжает в Голливуд и начинает усиленно творить. И уже в 1976 году становится известен публике, благодаря фильму «Таксист», получившему Оскар и Гран-при в Каннах. Великим режиссером Мартина стали считать после фильма «Мыс страха», однако на этом он не остановился. «Бешеный бык», «Авиатор», «Последнее искушение Христа» и, вышедший совсем недавно, «Остров проклятых» достойны внимания и подражания. Мы же обратимся к динамичной полицейской драме «Отступники», вышедшей в 2006 году и собравшей множество наград. Скорсезе несколько раз занимался описанием эпических событий, произошедших в Америке, создавая собственную историю страны. Этим же он занимается и в фильме «Отступники» – рассказывает о масштабной борьбе полиции с мафией и одновременно создает новый тип американца, превращая его в подлую крысу.

Два выпускника полицейской академии Билли Костиган (Леонардо ДиКаприо) и Колин Салливан (Мэт Деймон) оказались по разные стороны баррикад. Один из них – агент мафии в полиции, другой – полицейский, внедренный в мафию. Каждый из них стремится к одному – разоблачить врага. Зрителю сразу сообщают о том, кто из героев в каком лагере официально находится, а что на самом деле у них на уме – неизвестно и это пытаешься понять в течение всего просмотра. Также остается до последнего неясным финал двухчасовой интриги, что, несомненно, большой плюс для нас, догадливых зрителей. Несмотря на внушительную продолжительность и несколько сумбурное начало, режиссер мастерски затягивает зрителя в сюжет при помощи первоклассных актеров, монтажа, сценария и музыки. Каждый герой, каждое слово и действие – на своем месте, словно кусочки одной мозаики.

Помимо истории о полицейских разборках, этот фильм о масках, которые мы носим. Каждый изображает кого угодно, но только не самого себя, тем самым превращаясь в «отступника» или подлую «крысу в штатском». Перевернутая история о преступлении и наказании, где праведник получает лишь пули, а грешник – повышение по службе. Однако Скорсезе не приветствует двуличие и говорит о том, что нужно побыть самим собой хотя бы за несколько секунд до смерти, чтобы не было «мучительно больно и стыдно». В отличие от героев фильма, его режиссер так и поступил и, оставшись самим собой, подарил миру еще два часа «вкусного» кино.





(c) газета "Маяк", от8 июля 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий